B R O N C O L I N E |
|
Теория Полный привод на бусах
С точки зрения автомобильной науки, van 4х4 - это внедорожник вагонной компоновки. Соответствие между обычным внедорожником и ваном легко проследить на примере УАЗа: собственно "козла" и его родича "буханки".
Эти авто собраны на идентичных агрегатах и мостах, но компоновка "буханки" радикально иная: водитель сидит не позади мотора, а над ним сбоку, и высота кузова больше. Поэтому полезный ("жилой") объем буханки существенно отличается от аскетичного военного "козла". Схожая логика соответствий у Форда между пикапами F-серии и бусами E-серии. Важное отличие, что фордовские бусы всегда были и есть заднеприводные.
Да и пикапы в штатном облике - это не внедорожники, а "легкие грузовики повышенной проходимости". Чтобы оно не тонуло в первой луже, требуются вложения и усилия. Сам по себе полный привод не означает способности ездить по грязи... В последние годы появилось немало т.н. "кроссоверов" - легковых автомобилей, снабженных приводом на все колеса. В большинстве случаев, их 4х4 вообще не имеет отношения к проходимости, а призван улучшить управляемость на сыром асфальте или зимой. 4х4 там реализован в виде постоянного ПП без возможности блокировки межосевого диф-ла и без наличия понижающего ряда в раздатке. Есть свои кроссоверы и среди бусов.
Например, WV Transporter Synhro, Chevrolet Express 4wd и т.п. Это не имеет отношения к теме данного сайта. Чтобы автомобиль (особенно тяжелый, такой как бус) мог ездить за пределами асфальта, он должен иметь три составляющих: 1. Полный привод. Оптимально по схеме парт-тайм, когда момент распределяется на оси независимо. В этом случае пробуксовка одной из осей не влияет на вращение колес другой оси. Полезны так же блокировки межколесных диф-лов. 2. Большой дорожный просвет, хороший ход подвески и минимальные свесы. Особенно важно это для машин с длинной базой. Никакого лишнего обвеса и надежная защищенность "брюха" снизу, дабы без последствий можно было зацепить перелом рельефа. 3. Хорошая злая резина максимально возможной размерности. На шоссейных колесах в грязи будет беспомощно буксовать любой супервнедорожник. Тем более важно это для тяжелого буса с длинной базой... Несмотря на общее огламуривание мирового автопрома, он до сих пор производит несколько моделей, являющихся внедорожниками даже в штатном облике (или с минимальными доделками). Однако ни одного буса повышенной проходимости этот автопром не производил и не производит (если не считать УАЗ "буханку" конечно). Вероятно, принципиально. Некоторое количество бусов с шильдиком 4х4 или 4wd проходят по линии кроссоверов и, несмотря на рекламу, даже для сырой грунтовки не годятся. Отдельным разделом являются грузовики с кунгом, вроде Газ-66, Урала, Pinzgauer, Unimog и т.п. При правильном употреблении они круче любого джипа. Но тема эта совершенно иная. И еще более посторонний здесь вопрос, КАК оно едет по обычной дороге. Кто ездил в кузове шишиги хотя бы раз, понимает, о чем речь... Я исхожу из понятной, общечеловеческой потребности: иметь дом на колесах, который может ехать по шоссе, но может с шоссе съехать и забуриться в нерадикальные грунтовки. Дабы достичь приятных незатоптанных мест, и обитатели оного могли денек пожить с кайфом, а потом поехать дальше. Никакого спорта здесь нет в помине. Если дороги превратились в трассу для трофи, бус туда не поедет, ему не надо... Таки шо мы имеем?..: 1. УАЗ "буханка". Да, это и есть единственный полноприводный бус, производимый фабрично. Купить его можно даже новым, за очень померные деньги. Пол-России на этом ездит ежедневно, особенно восточнее Урала. Но это ОЧЕНЬ специфический мобиль. И по эргономике, и по надежности и по всему. Конструктивно и идеологически это автомобиль 60-х годов с поправкой на советскую специфику и армейское назначение. Ну и с соответствующим самоощущением водителя и владельца, естественно... 2. Бусы-кроссоверы. Все они очень недешевы. И их 4х4 имеет сугубо асфальтовое назначение. Теоретически, их можно использовать в виде исходника для постройки. Особенно интересны Шеви Экспрессы. Но цена для исходника пока нереальная... 3. Азиатские минивены, типа Делики, Хонды Степвагон и т.п. Делика 4х4 конечно наиболее интересна, посколько это Паджеро вагонной компоновки... Но при внимательном изучении вопроса приходим к выводу, что проще купить Субурбан середины 90-х... Потому что полезный объем там микроскопический, несмотря на "вагонность". Т.е. для вьетнамца наверное это бус. Но европейцам уже скорее компактный минивен. Да еще и руль в бардачке, как правило... 4. Американские Шевивэн и Додж Рэм. Они безнадежно заднеприводные и не имеют рамы. Хотя по агрегатам они сильно параллелят с большими внедорожниками тех же лет, но уровень колхоза при переделках внушает ужас. Хотя прецеденты есть даже в России. Братья Соболевы привесили на G-20 передний мост от К-5. А Рэм поставили на раму от TLC 80... Кудесники... Как выражаются в рекламе: "Трюки исполнены профессионалами, не пытайтесь повторить самостоятельно"... 5. Форд Эконолайн. Это наиболее подходящий исходник для переделок, учитывая высокую степень подобия фордовским пикапам и наличие рамы. Следует только понимать, что подобие не значит идентичность. И напрямую ничего там переставить невозможно, это не УАЗ. Однако попробовать можно...
|